Минэкономразвития России и Ассоциация кластеров и технопарков продолжают работу по анализу мер поддержки малого и среднего бизнеса

Источник: Ассоциация кластеров и технопарков
78fa5ead93a95154af40c279b17c640e.png

Под председательством Министра экономического развития РФ Максима Орешкина прошло публичное представление результатов работы Upgrade-лаборатории по «перезагрузке» мер поддержки субъектов малого и среднего предпринимательства.

Экспериментальная апгрейд-лаборатория при поддержке Министерства работала в течение трех месяцев. Было сформировано около полутысячи предложений, авторами которых выступал сам бизнес, представители объектов инфраструктуры, отраслевые эксперты.В ведомстве также прокомментировали, что старались максимально дать возможность бизнесу высказаться, предоставив площадку и пригласив влиятельных экспертов для оценки результатов. 

На стратегических сессиях делились мнениями по перезагрузке мер поддержки малого и среднего бизнеса руководители Корпорации МСП, Российского экспортного центра, Опоры России, Ассоциации кластеров и технопарков, Ассоциации индустриальных парков, депутаты профильных комитетов Госдумы и др.

"Мы работаем в открытом режиме, с привлечением общественности, предпринимателей, представителей регионов. Собранные предложения станут базисом для подготовки национальной программы", — заявил Министр Максим Орешкин.

Как отмечали участники сессий, для решения задач национального развития, определенных Президентом, необходимо создать качественно новые условия по развитию МСП в высокотехнологичной и производственной сфере. Как считает директор Ассоциации кластеров и технопарков России Андрей Шпиленко – среди перечня новых инструментов поддержки МСП, одним из ведущих может стать концепция «Мой бизнес-парк», направленная на развитие современной промышленной инфраструктуры  для малого и среднего бизнеса в регионах. 

Ключевая проблема на данном этапе – замедление темпов развития малых и средних предприятий в производственной сфере. Количество производственных малых и средних предприятий сокращается, а динамика их развития в 2-3 раза ниже, чем в целом по МСП. Это связано с высокими издержками на разработку и освоение производства продукции, нехватка готовых производственных площадок на муниципальном уровне. 

Меры, предлагаемые в концепции «перезагрузки», позволят создать современные объекты для размещения таких предприятий на любой стадии развития. Это предопределит снижение издержек и ускорит темпы роста, что подтверждено мировой практикой развития технопарков и индустриальных парков. Реализация проекта будет способствовать задачам по увеличению вклада малого и среднего бизнеса в ВВП, технологическую модернизацию, формированию экспортно-ориентированного сектора в обрабатывающей промышленности. 

Аналитической группой в Ассоциации кластеров и технопарков  был проведен подробный анализ «узких мест» программы и предложено решение «Мой бизнес парк», которое позволит создать инфраструктуру парков гибкого формата. При этом будут снижены, как сроки их строительства до 1-2 лет, так и стоимость за счет типовых быстровозводимых конструкций (модульные решения). В свою очередь повысится бюджетная эффективность за счет поддержки частных проектов. 

Таким образом, заключают в Ассоциации, -- предлагаемое решение позволит масштабировать более чем в 10 раз эффект от поддержки по сравнению с действующей программой: считаем, что именно такие меры могут дать ощутимый вклад в развитие МСП, - подчеркнул в своем выступлении в Минэкономразвития директор АКиТ Андрей Шпиленко

В фокусе цифр 

Напомним, что с 2007 года, в рамках уже действующей программы поддержки МСП, создано и функционирует 25 индустриальных парков и 5 технопарков. Эти меры позволили разместить почти 1400 компаний – резидентов, приносящих в бюджет более 10 млрд руб. налоговых отчислений ежегодно, но основной недостаток программы связан с длительными сроками строительства и ввода в эксплуатацию индустриальных парков и технопарков и большим сроком окупаемости - 7 лет и дольше. 

Новая модель ориентирована на «портрет» типового резидента. Это региональный малый или средний производственный бизнес с масштабируемой бизнес-моделью; численностью сотрудников – 10-100 человек; С быстро меняющимися потребностями в офисных, производственных, складских площадях и сервисах, и показывающего высокие темпы роста (от 10% в год и выше). 

Проект МБП предполагает трехстороннее софинансирование: инвестором-управляющей компанией, а также муниципальным и федеральным бюджетом по схеме 50-25-25%. Федеральный бюджет финансирует затраты управляющей компании индустриального парка или технопарка в сумме не более 500 млн рублей (не более 250 млн рублей в год) на создание или реконструкцию инженерных коммуникаций, транспортной инфраструктуры, зданий для размещения резидентов, а также закупку оборудования для коллективного использования резидентами. В целом ожидается, что объем внебюджетных инвестиций превысит объем предполагаемого бюджетного финансирования. 

В конечном итоге, реализация проекта позволит создать большое количество подготовленных площадок для малого и среднего производственного бизнеса (200 индустриальных парков и 126 технопарков до 2024 года). 

Наличие подобной инфраструктуры позволит повысить инвестиционную привлекательность территорий, а также улучшить экономическую эффективность промышленных проектов за счет снижения издержек инвестора. 

С рейтингом технопарков можно ознакомиться на сайте АКиТ.

Результаты экспертной работы по итогам стратегических сессий, проведенных на площадке Минэкономразвития России будут представлены на сайте upgrade.