Городской информационный центр: «Гидросамолет – воздушный спасатель» - Технопарк высоких Технологий ХМАО-Югры

Стать
резидентом

Стать
резидентом

Городской информационный центр: «Гидросамолет – воздушный спасатель»

14

апреля, 2016

#VIDEO_1#

На первый взгляд кажется, что самолет – это нечто достаточно сложное и недоступное для обычного человека. На самом деле стать пилотом и летать на самолете, даже своем собственном, не такая уж и сложная задача. Речь, конечно, идет о малой или сверхлегкой авиации. Чем может быть полезна такая техника в Югре, выяснила Марина Зеленовских.

Казалось бы, что нового можно придумать в тушении лесных пожаров. Не единожды на телевизионных экранах мы видели большие пожарные самолеты, сбрасывающие воду на землю. У них, так называемых водных бомбардировщиков, есть несколько недостатков: это дороговизна эксплуатации, большая площадь разброса воды и относительно длинный интервал между вылетами. В наших условиях, используя небольшие гидросамолеты, можно все недостатки крупной авиатехники превратить в преимущества.

Сергей Жильцов, директор ООО «Испытательный центр гидроавиационных технологий», резидент Технопарка высоких технологий Югры: «Это хобби было давно уже ему уже около 10 лет, и вот через 10 лет получилось воплотить свои мечты в реальность. А изобретение оно само собой пришло, мы увидели внизу пожар, летим на самолете, сразу приходят какие-то идеи, как этот пожар потушить. Через два года эта мысль превратилась в устройство. Еще год понадобился для доводки до работоспособного состояния».

Для модернизации небольшого самолета пришлось изучить специальную литературу и опыт ликвидации пожаров как в России так и за рубежом. С учетом себестоимости летного часа – в пределах 25 тысяч рублей – возникла идея тушить с помощью пакетов, наполняемых из естественного источника водой с добавлением химреагента. Такой способ хорош для локализации зарождающегося очага. Два пакета по 40 литров сбрасываются точечно на место возгорания, площадь охвата которого составляет примерно 10 квадратных метров.

Сергей Жильцов, директор ООО «Испытательный центр гидроавиационных технологий», резидент Технопарка высоких технологий Югры: «Это само устройство, которое позволяет производить набор воды, в режиме глиссирования. Вода набирается через приемные трубы внизу, которые с помощью вот этого рычага, когда самолет в глиссировании делает пробежку по воде, оператор, сидящий в этом кресле опускает водозаборное устройство, внизу выходят трубы».

На забор воды уходит около 18 секунд, после чего оператор закрывает пакеты и самолет летит к месту возгорания. Пока разработчики отправили заявку на патент, говорить о производстве таких гидросамолетов еще рано, впереди огромная работа по проведению опытных испытаний и привлечению инвесторов.

Александр Перин, пилот, конструктор, строитель самолетов: «В авиации, как – чем проще, тем надежнее. Можно сделать кучу электроники, кучу приводов – всего, но чем больше деталей, тем больше шансов чему-то отказать. В авиации мелочей нет, поэтому делается все по принципу «чем проще, тем надежней».

Аналогов этому проекту ни в России, ни в мире пока нет. За инновационную разработку Сергей Жильцов получил серебряную награду Петербургской технической ярмарки, там же гидросамолетом заинтересовались спасатели и представители Министерства обороны России, а также промышленники из Китая и Пакистана. Увидеть прототип воздушного спасателя можно будет в Ханты-Мансийске в рамках Югорского промышленного форума с 14 по 15 апреля.

Марина Зеленовских, Сергей Метелев