Журнал «Технополис Югры»: «Играя в конструкторов и инженеров, дети становятся ими» - Технопарк высоких Технологий ХМАО-Югры

Стать
резидентом

Стать
резидентом

Журнал «Технополис Югры»: «Играя в конструкторов и инженеров, дети становятся ими»

17

декабря, 2015

28 ноября в Ханты-Мансийске и Нефтеюганске состоялось открытие детских технопарков –«Кванториумов», на площадках которых школьники Югры получат возможность начать подготовку к тому, чтобы вступить в ряды нового поколения ученых и инженеров

В июне 2015 года на Петербургском международном экономическом форуме было подписано соглашение о сотрудничестве между Агентством стратегических инициатив по продвижению новых проектов (АСИ) и Правительством Ханты-Мансийского автономного округа – Югры по реализации стратегической инициативы «Новая модель дополнительного образования детей» в автономном округе. Соглашение подписали Губернатор Югры Наталья Комарова и директор АСИ Андрей Никитин.

Реализация инициативы подразумевает создание сети опорных ресурсных центров – детских технопарков, где дети могли бы обучаться по дополнительным общеобразовательным программам технической направленности с использованием инновационного оборудования и программного обеспечения. Акцент в детских технопарках будет сделан на научно-технические направления дополнительного образования детей и отраслевые профориентационные программы. Одним из первых таких детских технопарков и стал «Кванториум Югры», созданный на базе Технопарка высоких технологий автономного округа.

Необходимость разработки и реализации такой инициативы обусловлена высоким неиспользуемым потенциалом системы дополнительного образования детей в решении задач адаптации детей и подростков к темпам социальных и технологических перемен; необходимостью формирования устойчивой многоуровневой системы работы с детьми в научно-техническом направлении дополнительного образования, в том числе базирующейся на государственно-частном партнерстве и реализации современных инновационных программ дополнительного образования; необходимостью содействия решению проблемы обеспечения высокотехнологичных и других отраслей экономики региона новым поколением высококвалифицированных специалистов.

В Ханты-Мансийске «Кванториум» открыли помощник Президента РФ Андрей Белоусов, заместитель министра образования и науки Вениамин Каганов, Губернатор Югры Наталья Комарова и директор направления «Социальные проекты» Агентства стратегических инициатив Светлана Чупшева.

«Мы обратили внимание на детей, они умеют играть, наша задача – создать им возможность для этой игры, но, играя в конструкторов, инженеров, они ими и становятся. Я очень рад, что ведущие компании, такие, как ПАО «РусГидро», Госкорпорации «РОСКОСМОС», «Росатом» и многие другие поддержали инициативу создания «Кванториумов». Также я уверен в успехе, поскольку мы находимся в здании одного из лучших технопарков в стране», – отметил Андрей Белоусов.

«Технопарку Югры – семь лет, за это время создано немало разработок, но мне кажется, что «Кванториум» – главное достижение нашего технопарка. До 2018 года у нас появятся еще четыре детских технопарка, – сообщила Наталья Комарова, – это площадка – новый дом для юных ученых и инженеров, которые нужны Югре, России, чтобы наша страна сохранила и развивала свои лидерские позиции».

На церемонии открытия заместитель министра образования и науки РФ Вениамин Каганов отметил, что появление первых двух «Кванториумов» именно в Югре абсолютно закономерно.

«Все усилия и вся логика развития в области образования вХанты-Мансийском округе вели к тому, чтобы появились эти партнерские, сложные, но очень интересные объекты. С нашей стороны мы приложим все усилия для того, чтобы этот опыт стал успешным и распространялся и развивался во всей России», – заверил Вениамин Шаевич.

В рамках проекта целевой федеральной межведомственной программы развития дополнительного образования детей Российской Федерации до 2020 года предполагается обеспечить достижение увеличения числа детей в возрасте от 5 до 18 лет, обучающихся по дополнительным образовательным программам, в общей численности детей этого возраста до 70–75 %, предусмотрев, что половина из них должна обучаться за счет средств федерального бюджета, а также подготовить предложения о передаче субъектам Российской Федерации полномочий по предоставлению дополнительного образования детей, предусмотрев, при необходимости, софинансирование реализации названных полномочий за счет федерального бюджета.

Цель проекта – создание условий для подготовки будущих специалистов в научно-технической сфере, выявление талантливых детей по направлениям научно-технического творчества и создание для них системы мотивации и дальнейшего сопровождения.

Задачи создания детских технопарков – стимулирование интереса школьников к сфере инноваций и высоких технологий, поддержка талантливых подростков, вовлечение учеников в научно-техническое творчество и популяризация престижа инженерных профессий среди молодежи. Школьники получат возможность развивать навыки практического решения актуальных инженерно-технических задач и работы с современной техникой.

Кроме того, предполагается в рамках реализации проекта увеличение доли негосударственных поставщиков услуг дополнительного образования детей. Таким образом, детские технопарки станут площадкой развития инновационной активности молодёжи автономного округа, и в то же время – формой поддержки малых инновационных предприятий, оказывающих образовательные услуги детям.

Стоит отметить, что югорские «Кванториумы» оснащены самым современным, высокотехнологичным оборудованием. В ноябре 2015 года 12 педагогов из Технопарка Ханты-Мансийска прошли обучение по образовательным траекториям «Кванториума» в ведущих центрах Москвы, Казани, Тюмени. Разработчиками образовательных программ для каждого направления стали ведущие российские университеты и корпорации.

На площадках «Кванториума» в Технопарке высоких технологий автономного округа началось обучение первых групп школьников по восьми научно-техническим направлениям. Это – IТ-квантум, Автоквантум, Робоквантум, Аэроквантум, Нейроквантум, Космоквантум, Наноквантум, Data-квантум (геоинформатика).

Оптимальное развитие проекта по созданию «Кванториума» может быть обеспечено при формировании заинтересованности и запуске эффективных механизмов мотивации всех ее участников: обучающихся, их родителей, преподавателей, организаций системы образования, промышленных и научных организаций, бизнес-структур, органов государственной власти муниципального и регионального уровней. Обучающиеся и их родители при формировании своих жизненных планов должны видеть привлекательность и полезность участия в образовательных программах «Кванториума» и реальность «социального лифта» данной системы.

Научно-технические специалисты, преподаватели, педагоги должны быть заинтересованы в постоянном повышении квалификации, быть уверены, что их активная работа по реализации проекта осуществляется в условиях достойного материально-технического и финансового обеспечения.

Организации высшего и профессионального образования должны иметь возможность использования ресурсов детских технопарков в качестве одного из инструментов подготовки и отбора мотивированных и подготовленных абитуриентов, которые впоследствии могут стать инициаторами создания новых инновационных предприятий.

Регион и государство посредством развития детских технопарков решают задачи обеспечения кадрового ресурса для социально-экономического развития, модернизации предприятий и перехода на инновационный путь развития.

Нейроквантум

Григорий РАШКОВ – аспирант факультета биологической и медицинской физики Московского физико-технического института (государственного университета), сотрудник Института высшей нервной деятельности и нейрофизиологии РАН

– Нейронаука – это сфера моей профессиональной деятельности. Сегодня очень важно популяризировать науку, чтобы люди понимали – что именно «твоя» наука может им дать. Нейронауку ожидает всплеск интенсивного развития, а вместе с тем и формирование целого рынка нейротехнологий. Для этого рынка уже сейчас нужно подготовить его участников – как «продавцов», так и «покупателей». Необходимо подготовить специалистов, которые будут заниматься продвижением нейротехнологий. Поэтому я пришел в Кванториум: это мне нравится, интересно, хочется заинтересовать школьников, поделиться своими знаниями в этой области.

Я являюсь автором той части программы курса, которая касается теоретических разработок в нейробиологии. Еще одну часть программы, которая касается непосредственно нейроуправления, выполнила компания «Нейроботикс», которая и разрабатывает методики, поставляет оборудование. Эта компания – одна из мировых лидеров в области нейроуправления. Один из аппаратов компании «Нейроботикс» тестировался на полностью парализованном больном и позволил ему научиться общаться с окружающими с помощью компьютера.

Data-квантум

Федор ШКУРОВ – проректор по инновационному развитию Московского государственного университета геодезии и картографии (МИИГАИК), к.т.н.

– Одна из целей, которую мы преследуем как соавторы программы, – привлечение внимания школьников к современным технологиям по сбору пространственной информации, которые благодаря специальным подходам в обучении могут быть освоены даже детьми.

Занимаясь по программе Data-квантума, школьники получат знания и умения, которые позволят им понять основы устройства окружающего мира, познакомиться с большим набором инструментов для его исследования и даже применить их на практике с тем, чтобы участвовать в процессах развития общества и окружающей среды.

IT-квантум

Виктор ШЕРЕНГОВСКИЙ – ведущий программист «КБ-Информ – эффективные ИТ-решения», г. Тюмень

– Программа IT-квантума рассчитана на один год обучения. Я постараюсь познакомить ребят с базовыми элементами программы, которые позволят им понять новые технологии по защите компьютерной информации, понять – для чего им это необходимо, понять чем отличаются хакеры от пользователей сети, которые стремятся себя защитить.

В рамках программы IT-квантума ребята повысят грамотность в вопросах обеспечения информационной безопасности, приобретут навыки программирования и проектирования в области защиты информации, они познакомятся с современными информационными технологиями, смогут работать с современной вычислительной техникой, периферийными и мобильными устройствами и другими техническими средствами информатизации.

Космоквантум

Станислав КАРПЕНКО – технический директор ООО «Спутниковые инновационные космические системы»(«Спутникс»), г. Москва

– Программа Космоквантума – это программа подготовки школьников с тем, чтобы помочь им определиться с будущей профессией. Если они захотят заниматься космонавтикой, то благодаря обучению в квантуме они смогут прийти в вуз, понимая, зачем они туда идут. Главное, что в себя включает программа Космоквантума – это проектная деятельность, вокруг которой построена некая оболочка в виде лекций, методичек, специальных материалов. Проектная линия состоит из нескольких этапов. Сначала ребятам дают теоретические основы космонавтики, полета ракеты и принципы строения космических аппаратов. После этого, с помощью специального программного обеспечения, ребята проектируют виртуальный спутник. Когда они запустят виртуальный спутник, который выполнит свою миссию, они смогут приступить к работе со специальным оборудованием, позволяющим собрать из конструктора и запустить на орбиту космический аппарат. И благодаря специально поставленным задачам они смогут проводить сеансы связи со спутником, снимать с него телеметрическую информацию, отдавать команды, управлять бортовыми системами, главная из которых – это камера, которая снимает заданный участок земли. В конечном итоге ребенок должен будет самостоятельно собрать такой космический аппарат, запрограммировать его правильно, с пониманием орбитальной механики, и провести эксперимент по фотографированию заданной точки Земли – т.е., выполнить ту задачу, которую сейчас реально выполняют космические аппараты.

Мы даем комплексное представление о будущей профессии, которое позволит ребенку более осознанно обучаться в вузе и, в дальнейшем быстрее реализовать себя в профессии.

На Западе сейчас развито направление, где школьники и студенты, при поддержке государства, разрабатывают и запускают в космос собственные космические аппараты. В идеале, мы также планируем, что со временем, когда эти инновационные программы разовьются и в России, наши школьники и студенты также с помощью государства смогут выводить на орбиту свои космические аппараты. Я думаю, что такие результаты обучения очень сильно мотивируют людей для того, чтобы заниматься этим в будущем.

Наноквантум

Михаил ПРОСЕКИН – кандидат физико-математических наук, руководитель лаборатории нанотехнологий Иркутского лицея № 2

– Содержание программы Наноквантума складывается из ряда предпосылок. Первая предпосылка в том, что школьная программа не решает ряда необходимых задач, в частности, по проведению исследований современных материалов и их применения. Частично возместить этот «недостаток» – основная предпосылка и задача программы квантума, которая делится на несколько уровней.

На первом уровне – формирование базовой культуры по материаловедению, физической химии, методам исследования материалов, методам исследования твердого тела. Почему это важно? Во-первых, потому, что у детей нет в этом отношении никакого опыта. А там, где у них нет опыта, они не смогут найти никаких осознанных решений. Во-вторых, это важно потому, что есть не слишком сложные задачи, которые можно решать быстро и после достаточно непродолжительного времени работы, например, в таких сферах, как физическая химия, материаловедение и микроскопические, оптические, зондовые исследования.

Другая важная составляющая вопроса – это то, насколько большая часть экономики завязана на материалах, например, – стали, бетоне, композитах и т.д. Отсюда растет и круг применения катализатора этих материалов. Как только мы говорим о катализаторах, мы говорим про всю нефтехимическую промышленность. При изучении всех этих систем формируются некоторые навыки, которые, действительно, нужны, чтобы понимать, что происходит, когда делается, внедряется что-то новое, и понимать, что идет «не так» при внедрении.

Обучение в квантуме происходит по двум взаимосвязанным направлениям – образовательному и проектному. Образовательное направление предполагает набор работ, которые касаются физики кристаллов, термохромных материалов, работ, связанных с оптическими свойствами сред и др. Все это позволяет сформировать достаточно широкое представление о том, как выглядит сегодня наука, изучить методы, которые уже устоялись и появляются в научном обиходе.

Такой целостный подход позволяет сформировать не только человека, который может заниматься исследованиями или осознанно принять решение, что будет заниматься исследованиями, но и человека, который понимает, как эти исследования связаны с инженерной и внедренческой практиками, потому что есть инженер-разработчик и есть инженер-внедренец. Сочетание способностей – к исследованию, разработке и внедрению – на предметной плоскости материалов – это то, что определяет выбор тем, целей и задач в посильных школьнику темах, которые в итоге разработки должны приходить к итоговому результату.