Газета «Новости Югры»: «Кванторианцы – будущее России» - Технопарк высоких Технологий ХМАО-Югры

Газета «Новости Югры»: «Кванторианцы – будущее России»

декабря, 2015

Машины, управляемые силой мысли, проволоки и пружины, обладающие памятью, роботы и космические спутники, построенные детьми... Звучит невероятно, но это – не фантастика, а реальность под названием «Кванториум». В Югре открыли первые в России детские технопарки. Экскурсию по лабораториям, где юные инженеры будут играть в науку и создавать будущее, совершили корреспонденты «Новостей Югры».

От соглашения – к результату

Напомним, Ханты-Мансийский автономный округ вошел в первую тройку пилотных регионов России по реализации инициативы «Новая модель системы дополнительного образования детей». Соответствующее соглашение было подписано на Петербургском международном экономическом форуме в июне 2015 года губернатором Югры Натальей Комаровой и генеральным директором Агентства стратегических инициатив (АСИ) Андреем Никитиным. Работа над проектом велась в тесном взаимодействии правительства Югры, Минобрнауки России, АСИ и других партнеров.

А уже 28 ноября в Ханты-Мансийске и Нефтеюганске одновременно открылись первые детские технопарки России. Они оснащены новейшим оборудованием и программами, позволяющими создавать роботов, тараканов-киборгов, беспилотные летательные аппараты и многое другое. Более 50 педагогов из Югры за это время прошли обучение по десяти образовательным траекториям «Кванториума».

– Программы «Кванториума» были созданы научно-методическим центром «Инициатива» – это одни из самых прогрессивных молодых представителей научной школы страны. Партнерами ученых выступили крупные промышленные предприятия, то есть мы учитывали запрос рынка. Более того, мы взаимодействовали с педагогами, которые дали нам рекомендации, что дети способны взять и исполнить, что им будет интересно и понятно, – рассказала Мария Ракова, лидер стратегической инициативы АСИ «Новая модель системы дополнительного образования детей».

Начало большого пути

В ходе церемонии открытия технопарка в столице Югры школьники связались с Международной космической станцией (МКС), также состоялся телемост с Нефтеюганском – ребята из детского технопарка поприветствовали кванторианцев Ханты-Мансийска.

Приветствуя участников церемонии, помощник президента России Андрей Белоусов отметил стратегическое значение проекта:

– Мы обратили внимание на детей, они умеют играть. Наша задача – создать им для этого возможность. Ведь играя в конструкторов, инженеров, они ими и становятся. Я очень рад, что ведущие компании, такие как «РусГидро», «Роскосмос», «Росатом» и многие другие, поддержали инициативу создания «Кванториумов». Также я уверен в успехе, поскольку мы находимся в здании одного из лучших технопарков в стране.

Андрей Белоусов напомнил, что в 2019 году в России пройдет международный чемпионат «Ворлдскиллс». В нем будут принимать участие детские команды в рамках чемпионата «Джуниорскиллс».

– Ребята, которые придут сегодня в «Кванториум», имеют все шансы занять там почетные места, – выразил надежду Андрей Белоусов.

По мнению заместителя министра образования и науки РФ Вениамина Каганова, открытие первых двух «Кванториумов» именно в Югре абсолютно закономерно.

– Все усилия и вся логика развития в области образования в Ханты-Мансийском округе вели к тому, чтобы появились эти партнерские, сложные, но очень интересные объекты. Со своей стороны, мы приложим все усилия, для того чтобы этот опыт стал успешным и распространялся и развивался по всей России, – заверил Вениамин Шаевич.

Губернатор автономного округа Наталья Комарова напомнила, что технопарку высоких технологий Югры уже семь лет, за это время создано немало инновационных предприятий, амбициозных проектов и разработок.

– Сегодня рождение, пожалуй, главного проекта технопарка – «Кванториума» Югры, дома для молодых талантов, которые займутся покорением перспективных направлений развития современной науки и техники. До 2018 года в автономном округе появится еще четыре «Кванториума», – сообщила Наталья Комарова.

Привет из космоса

Открытие первых «Кванториумов» приветствовали космонавты Международной космической станции. Они поздравили кванторианцев и пожелали им добиться новых научных открытий.

– Делайте свои удивительные открытия! Вселенная рассчитывает на вас! Благодаря кванторианцам человечество смело будет шагать по поверхностям новых планет. До встречи на орбите! – пожелал будущим ученикам «Кванториума» бортинженер МКС Сергей Волков.

К слову, космоквантум – одно из шести направлений, работу которых представили в день открытия в Ханты-Мансийске. Его программу разработали Московский государственный машиностроительный университет, компания «Спутникс» – ведущий производитель мини-спутников в России, Объединенная ракетно-космическая корпорация и образовательный проект «STEM-

игры». В итоге было создано детское конструкторскою бюро с программно-аппаратным симулятором проектирования космических систем. Обучающиеся смогут моделировать перегрузки в плотных слоях атмосферы, опасность столкновения с поверхностью и другие реалии посадки космического корабля. А также создавать космические спутники, запускать их на орбиту макета Земли и проводить исследования.

– С помощью этого проекта мы возвращаем людям мечту о космосе. Эта лаборатория, на базе которой будет реализована адаптированная программа для детей, – уникальна, такой еще нет, она позволит нам существенно продвинуться в области профориентации молодежи, – заверил Денис Кравченко, заместитель генерального директора по внешним связям ОАО «Объединенная ракетно-космическая корпорация».

Тараканы-киборги на службе человечеству

Пожалуй, самым удивительным можно назвать нейроквантум. Здесь почти нет необычного оборудования, если не считать шапочек, подключенных к ноутбукам, – это портативные энцефалографы, с помощью которых считывается активность мозга. Для чего это нужно? Чтобы на расстоянии управлять предметами одной лишь силой мысли!

На глазах удивленной публики два юных нейротехнолога одиннадцати лет провели машинку по заданной траектории. Лица пилотов были напряжены, зрителей – восторженны.

– Да ладно! Серьезно? – шептали взрослые люди в пиджаках и галстуках. А когда на «сцену» вышел огромный таракан-киборг и послушно стал ползать вправо и влево, все затаили дыхание. Такими живыми тараканами с имплантированными микроконтроллерами будут учиться управлять кванторианцы. И не развлечения ради – тараканы-киборги могут успешно использоваться при поисково-спасательных работах после землетрясений и других катастроф.

Важно отметить, что ребята с разных квантумов могут работать над решением общих задач и, соответственно, развиваться в разных направлениях. Например, обучающиеся на робоквантуме создадут инновационный протез для людей с ограниченными возможностями, а ученики нейроквантума смогут подключить этот протез к человеку и научить им управлять.

Детский дозор

На дата-квантуме школьники научатся использовать навигационные сервисы, космические снимки в повседневной жизни. С их помощью они будут изучать окружающий мир, законы развития природных явлений, социальную среду населенных пунктов. С Земли ребята смогут обратить свой взгляд в космос – им будут доступны снимки планет, сделанные «Фобосом». Также кванторианцы смогут выступать в роли чрезвычайных дежурных, следить за появлением и распространением лесных пожаров, разливов нефти, наводнений.

Кириллу Загайкевичу всего 11 лет, но он уже знает, что станет нефтяником – как папа. На дата-квантум он пришел, чтобы следить за работой своих будущих коллег.

– Я наблюдаю за горящим факелом, – пояснил Кирилл.

– А ты можешь посмотреть, он санкционированный объем сжигает или сверх него? – поинтересовалась Наталья Комарова. – Это очень важно.

– Этому я пока не научился, – ответил мальчик.

Как пояснил руководитель квантума, в рамках проекта ребята сделают оценку всех вышек Югры и смогут рассчитать, какие из них санкционированные, а какие нет.

– Мы обязательно закажем у вас это исследование, – заверила глава региона.

Умная проволока

В проектной траектории «Наноквантум» команды исследователей будут разрабатывать научные проекты в области современного материаловедения и нанотехнологий. В арсенале лаборатории – оборудование для физических и химических опытов, зондовые микроскопы, которые позволяют исследовать микроструктуру вещества, и многое другое.

Юный исследователь показывает, как с помощью законов физики можно заставить мельхиоровую проволоку принять привычное состояние. Сначала он обматывает ее в случайном порядке вокруг гвоздиков.

– Для того чтобы проволока «запомнила» форму, ее надо накалить до определенной температуры, – поясняет ученик.

– Вы уверены, что проволока запомнила? – спрашивает Наталья Комарова, внимательно наблюдая за процессом.

– Думаю, да!

Начинающий физик снимает проволоку, опускает ее в холодную воду, чтобы остудить, затем распрямляет и опускает в горячую воду. Проволока тут же принимает прежний, скрученный вид, с точностью до каждой петельки.

Точно такой же «фокус» проделывает пружина – несмотря на подвешенный груз, под действием температуры она упрямо собирается в исходное состояние.

– Вот эта проволочка – двигатель, без поршня, без магнита. Да, у него не очень большой КПД, но кое-

где он просто незаменим, например там, где человеку не дотянуться рукой, когда нужно что-то расклепать, раскрыть антенну в космосе, – поясняет Михаил Просекин, кандидат технических наук, федеральный тьютор направления «Наноквантум».

– Здесь происходит что-то невероятное! Я всегда интересовался физикой, много читаю помимо школьной программы, но возможности получить дополнительное образование по этому направлению, вот так поэкспериментировать до сих пор не было. Очень рад, что смогу учиться в «Кванториуме», – поделился впечатлениями после опыта Никита Владимиров, ученик 11-го класса ханты-мансийской школы № 1.

Пример для страны

Помимо квантумов в «Кванториуме» открылся музей науки, задача которого – заинтересовать детей научными исследованиями. Музей небольшой, но каждый экспонат в нем – наглядная иллюстрация научных открытий и физических явлений. Лестница Иакова, плазменный шар, тонущая лодка, летающая тарелка и многое другое. Все экспонаты интерактивны, снабжены подробной и простой инструкцией и кнопкой, запускающей какой-либо процесс. К слову, почти все экспонаты были сделаны в России, а еще буквально три-четыре года назад приходилось все закупать в США, Китае и других странах. Как рассказали сотрудники «Кванториума», экспонаты для музея делали несколько оборонных и промышленных предприятий, причем в свободное от основной работы время, по ночам.

Стоит отметить, что в первый год «Кванториум» в Ханты-Мансийске сможет обучить 600 детей, в Нефтеюганске – 400. Всего центры смогут обучать до двух тысяч детей школьного возраста.

Опыт Югры в создании детских технопарков станет примером для всей страны. В следующем году АСИ планирует открыть еще 11 технопарков для детей в России.

– Мы как участники пилотного проекта АСИ покажем, чему мы научились, как это можно использовать, чтобы выходить на участие в этом проекте. Кроме того, мы ежегодно проводим IT-форум в июне-июле, сотрудничаем со странами БРИКС и ШОС. Этот проект станет одним из пунктов нашей повестки на 2016 год, – отметила Наталья Комарова.

Вениамин КАГАНОВ, заместитель министра образования и науки РФ:

– Мы будем поддерживать обмен практиками и с точки зрения построения этих процессов, и с точки зрения повышения квалификации для педагогов­-наставников, создания условий, чтобы «звездочки», которые появляются по всей стране в подобных проектах или других, были видны и их можно было поддержать. Тогда нашу задачу совместными усилиями решим. Мы надеемся на Югру, на Татарстан, следующий за Югрой в этом проекте, на другие регионы, что они так же открыто будут продвигать свой опыт. Это залог нашего успеха в этом направлении. Нам крайне важно, чтобы ребенок провел под руководством взрослого какое-­либо исследование, придумал разработку. Главное во всей этой истории – чтобы дети попробовали сами. Это особая игра, которая приближена к реальности. Игра, позволяющая достичь новых результатов за счет нового понимания, мышления, креатива, который есть не только у взрослых, но и у маленьких. И на стыке этого получать новые результаты. Именно эта возможность создать что­-то будет двигать и мотивировать детей, мотивация – это самое главное. Задача проекта – чтобы появились студенты, которые бы не только хотели, но и могли работать на лучших мировых образцах.