Сетевой журнал Inc.: От бомбочек с содой - к ягелю и морошке: как бренд крафтовой косметики из Излучинска нашел свою нишу - Технопарк высоких Технологий ХМАО-Югры

Стать
резидентом

Стать
резидентом

Сетевой журнал Inc.: От бомбочек с содой - к ягелю и морошке: как бренд крафтовой косметики из Излучинска нашел свою нишу

30

августа, 2022

1W4A1326.jpg

Источник
Текст: Наталья Владимирова
Фото: Евгения Бочкарева

У Светланы Колисниченко, основательницы компании «Берегиня» из Нижневартовского района, выпускающей натуральную косметику с использованием сибирских дикоросов, сейчас горячая пора. Обычно лето — время, когда продажи падают, но в июле продукцию под брендом «Тайганика» взяли к себе — пока на виртуальные полки — сразу два крупных ретейлера — сети «Л’Этуаль» и «Золотое яблоко». Объемы производства выросли в разы. О том, как аллергия приводит к новому хобби, а хобби превращается в бизнес — узнали у Колисниченко вместе с национальным проектом «Малое и среднее предпринимательство».

Кухонное мыловарение
В далеком 2008 году мыловарение стало очень модным хобби, и я тоже решила попробовать — как и многие — сварить мыло на своей кухне. Вся информация была в интернете, ингредиенты несложные — почему бы и нет? Кроме того, у меня есть аллергическая реакция на некоторые косметические компоненты, так что хотелось иметь дома что-то безопасное и натуральное.
Результат мне понравился. Какое-то время мы (в процесс сразу включилась моя дочь София, ей тогда было восемь лет) делали мыло для себя, потом стали дарить друзьям, родственникам и знакомым — им тоже нравилось. Постепенно начали приходить заказы, мы стали сотрудничать с парой местных магазинчиков.
Настоящий прорыв случился в 2012 году. Нам попались на глаза иностранные ароматические бомбочки для ванн. Мы восхитились — тогда Lush и другие подобные бренды еще не были широко известны — и решили начать их делать сами. Нас заметила Новосибирская компания «Аромаджик», занимающаяся дистрибуцией натуральной косметики для небольших магазинчиков. Она на тот момент уже была федеральной сетью. Так мы заключили свой первый существенный договор, и по сей день мы с ними сотрудничаем.
Это был серьезный рост — в десятки раз больше, чем мы производили до этого. Тогда мы впервые задумались о собственном производственном помещении и расширении.
Около 500 тыс. руб. собственных средств понадобились для старта бизнеса. Мы вложили их в покупку несложного оборудования (вроде кондитерского, только смесители покрупнее), сырья и аренду помещения для производства. С закупкой сырья для большой партии проблем не возникло: бомбочки делаются из соды и лимонной кислоты, и самое главное в них — креативный подход к оформлению.
«Тайганика»: обретение лица
Второй большой скачок в развитии случился из-за пандемии два года назад. Сначала у нас очень просели продажи: «Аромаджик» ведь продает через офлайн-магазины. Мы стали думать о расширении ассортимента, решили вводить продукты для ежедневного ухода: шампуни, гели. Они требуют уже более сложных технологических решений, рецептуры.
В том же 2020 году мы стали резидентами Технопарка высоких технологий Югры. В Технопарке нам помогли обрести свое лицо как бренду. До этого момента мы были просто ООО «Берегиня» и не слишком задумывались о регистрации торговой марки. Но нас убедили, что, если мы хотим развиваться, надо искать свою нишу и регистрировать торговую марку.
Югра — регион, богатый на дикоросы: уникальные целебные ягоды, хвойные деревья. Северные дикорастущие растения — одни из самых полезных, просто потому, что им приходится выживать в суровых условиях. Правительство округа поддерживает и развивает направление заготовки и переработки дикоросов.
В Технопарке нам помогли провести физико-химические исследования экстрактов из местных дикоросов, а также зарегистрировать свою торговую марку «Тайганика». У нас появилась красивая этикетка с изображениями природы и свое уникальное направление для развития. Мы очень выделяемся на полке благодаря упаковке и названию среди других производителей натуральной косметики.
Сейчас практически вся наша продукция создается с использованием экстрактов сибирских дикоросов. Что-то мы перерабатываем сами, что-то — покупаем. Нам еще многое предстоит узнать, например максимально качественные и эффективные технологии переработки. Процесс развития непрерывный. Но то, что мы узнаем, мы сразу же стараемся применять.
Семейный подряд
У нас небольшое производство в поселке Излучинск в 10 километрах от Нижневартовска. С кадрами проблем нет, мы справляемся силами пяти-семи сотрудников, плюс еще пары-тройки людей на аутсорсе, например фотографов.
Моя дочь София помогает на производстве с детства — сначала на простых работах вроде маркировки, фасовки. Теперь она знает все наши процессы и получает профессию технолога косметического производства. Будет заниматься более ответственной работой, созданием косметики.
У нас в Югре достаточно сборщиков, в сезон всегда можно купить ягоду, но иногда мы и сами с сотрудниками ходим на сбор в тайгу. А почему бы не прогуляться? Это же кайф! Летом на производстве спад, поэтому наши сотрудники — большинство из них возрастные люди — с удовольствием занимаются сбором.
«Тайганика» в цифрах:
  • 150 видов косметической продукции
  • 14 лет существования бренда
  • 100 тысяч единиц товара под брендом «Тайганика» было продано за 2021 год
Рывок вперед: федеральный ретейл
В прошлом году мы произвели около 100 тыс. единиц продукции, но сколько будет в этом, угадать сложно. Буквально в течение одного месяца, июля, мы впервые вышли на две крупные площадки — «Золотое яблоко» и «Л’Этуаль». По сравнению с прошлым июлем (а лето у нас обычно провальное) объемы увеличились в 10 раз. Пока продажи тестовые — в онлайн-режиме, но спрос есть и заказчики уже добрали вторую партию. Если продажи будут высокие, нас выведут на полки.
С Ozon и Wildberries мы уже давно работаем, но с отраслевыми ретейлерами никогда не сотрудничали. Основной источник офлайн-продаж для нас — по-прежнему небольшие магазинчики в сети нашего старого партнера, «Аромаджик», их около 500. Как только мы появились в «Золотом Яблоке», сразу пошли интересные запросы от крупных оптовиков. Пока что всё еще на стадии переговоров.
Присутствие в «Л’Этуаль» — большой плюс для нашей репутации. Они очень серьезно относятся к проверке документов, запросили у нас права на торговую марку. Без патента они вообще не работают. Об этом знают другие компании и чаще обращают на нас внимание. Думаю, еще нам помогли санкции: крупные ретейлеры начали переориентироваться и поглядывать на местных производителей.
Развиваемся мы на собственные средства, пару раз брали небольшие кредиты тысяч на 400. Нам очень помогает государственная поддержка по национальному проекту «Малое и среднее предпринимательство». Это субсидирование и сертификации, и приобретения оборудования, затрат на декларирование продукции, помощь с арендой помещений, целый пакет мер. Сейчас, например, ввели новую субсидию — на тару. Мы сразу задумались о ее получении.
Упаковка у нас, кстати, отечественного производства. Раньше была европейская — польская, итальянская. У российских производителей можно покупать только крупные партии, и мы только сейчас достаточно выросли для закупок у них. Упаковка, кстати, вполне достойного качества. Коробочки мы закупаем в одном месте, этикетки в другом, у нас на производстве продукция пакуется и маркируется.
С выставками нам помогает Технопарк. В феврале этого года благодаря их поддержке мы участвовали в «ПродЭкспо» в Москве.
Дикорастущие планы
Производителей, которые делают продукцию с дикоросами, в России очень мало — точно не больше десятка. Есть «Краснополянская косметика», они работают с южным сырьем. Есть иркутская компания «Вдохновение». Самый известный бренд — это, конечно, Natura Siberica, но они работают в другом сегменте, мы все-таки крафтовые, а они — массмаркет.
Natura Siberica — пример успешного бизнеса, на который можно ориентироваться. Но они изначально базировались в Москве. Чтобы стать массмаркет-производителем, надо ехать в центр притяжения, а мы пока еще так далеко не заглядываем. У нас есть с чем здесь пока работать, а там видно будет.
В сентябре мы запускаем новое направление — кремы. Подготовили производственное помещение, просматриваем оборудование, изучаем технологии и надеемся, что на следующий год мы станем полноценным косметическим брендом, который закрывает уход и за волосами, и за телом, и за лицом.


Медиабиблиотека проекта