Журнал «Технополис Югры»: «Есть идея! Практические методы генерирования инновационных идей» - Технопарк высоких Технологий ХМАО-Югры

Стать
резидентом

Стать
резидентом

Журнал «Технополис Югры»: «Есть идея! Практические методы генерирования инновационных идей»

8

октября, 2015

Современные исследования в области нейронаук подтверждают, что творческие люди интуитивно знают «механику» создания инноваций. После пристального сосредоточения на определенной проблеме или проекте мозгу необходимо полностью перезарядиться, для того, чтобы наступил момент «Эврика!». Обычно это случается во время будничных событий: принятия душа, вождения автомобиля или прогулки [1]. Поэтому так важно всегда иметь под рукой бумагу и карандаш. Обычное свойство всех идей пройти по краешку нашего сознания и также быстро ускользнуть. Кейт Сойер написала в своей книге «Зигзаг: неожиданные открытия на пути развития творческих способностей» по этому поводу, что «одна вещь отличает выдающихся творческих людей – художников, актёров или учёных – то, как часто они записывают или набрасывают на бумаге свои неожиданно пришедшие в голову мысли, образы и идеи. Это может быть что угодно: отдельная фраза или неожиданное наблюдение, кусок диалога, черта характера»[2]. И это то, что позже может вызреть в нечто чистое и мощное.

Научный журналист, Джон Лехрер, ссылаясь на исследование из области нейробиологии, пишет об активности мозга во время прихода инновационной идеи: «Фаза релаксации является крайне важной. Именно поэтому, много интересных идей приходит во время принятия теплого душа. Одним из наиболее интересных выводов этого исследования является то, что специально инициируя приход инновации, мы, наоборот, предотвращаем ее приход» [1].

Наполеон Хилл в своей знаменитой книге «Думай и богатей» посвятил целую главу принципам получения идей, где говорит про творческое и синтетическое воображение.

Творческое воображение – это талант. Когда разум человека придумывает что-то принципиально новое, идея приходит ему «из космоса»[3].

Альберт Эйнштейн подтверждает это: «Открытие в науке совершается отнюдь не логическим путем, в логическую форму оно облекается лишь впоследствии, в ходе изложения. Открытие, даже самое маленькое, – всегда озарение. Результат приходит извне и так неожиданно, как если бы кто-то подсказал его»[4].

Как развить в себе такой навык? Говорят, что правильно поставленный вопрос содержит в себе половину ответа! Зачастую наши вопросы направлены на проблему, а не на поиск решения. Направляя свое внимание на проблему, мы не можем увидеть ее решение, а только глубже погружаемся в нее, успешные люди не зацикливаются на проблеме, а видят в ней возможности для развития и улучшения того, что было. Поэтому важно задаваться открытыми поисковыми вопросами, которые помогут получить разнообразие ответов: «Почему?», «Как?» «А что, если?». Например, можно задать такие вопросы: «Почему я должен смотреть на эти риски, как на проблемы?», «А что, если поискать в них кроющиеся возможности?», «Почему я должен ограничиваться лишь улучшением того, что я делаю?», «А что, если я изменю это радикально?», «Как еще я могу взглянуть на эту проблему?».

Увидеть свет в конце туннеля и выйти из тупика вам также может помочь профессиональный коуч (coach) – это специалист по постановке правильных вопросов, вдохновитель, он не дает готовых решений, а сопровождает вас к достижению результативности.

При синтетическом подходе идея приходит с помощью комбинаций уже известных замыслов и концепций. Даже простую идею можно превратить в произведение искусства – тут важны детали[3]. И здесь нам могут помочь методы генерирования идей.

В настоящее время учеными и специалистами разработано значительное количество таких методов. Основной метод генерирования идей сохранил свою суть до наших дней – это метод проб и ошибок. Суть его заключается в последовательном выдвижении и рассмотрении всевозможных идей решения задачи. Основными среди них являются метод мозгового штурма, синектика, метод шести шляп и фокальных объектов, ассоциативный и метод контрольных вопросов и другие.

Важным элементом при использовании почти всех этих методов является отсрочка вынесения оценки, что означает намеренный отказ от любого типа оценки. Оценка идей тормозит воображение и мешает разуму создавать нетипичные и потенциально полезные связи. Иногда бывает легко придумывать необычные или радикальные идеи, например, когда мы знаем, что всего лишь «играем». Однако, как только мы сталкиваемся с серьезной задачей, то сразу исключаем эти идеи, осознанно или неосознанно, просто потому, что они обычно не ассоциируются с практическим решением. В процессе генерирования идей вы должны попытаться думать в игровой манере, намеренно откладывая вынесение оценки [5]. Рассмотрим более подробно некоторые из них.

Мозговой штурм (Brainstorming) – так назвал Алекс Осборн свой метод. Главная идея метода состоит в том, что участники мозгового штурма обсуждают поставленный вопрос. Сначала задается вопрос, потом каждый предлагает свое решение, высказывая несколько фраз. Основные правила мозгового штурма довольно просты:

1. В группу «генераторов» идей должны входить люди различных специальностей.

2. «Генерирование» идей ведут свободно, высказывая любые идеи, в том числе явно ошибочные, шутливые, фантастические. Регламент – минута. Идеи высказываются без доказательств. Все идеи записываются в протокол или фиксируются магнитофоном.

3. При «генерировании» идей запрещена всякая критика (не только словесная, но и молчаливая – в виде скептических улыбок и т.п.). В ходе штурма между его участниками должны быть установлены свободные и доброжелательные отношения. Желательно, чтобы идея, выдвинутая одним участником штурма, подхватывалась и развивалась другими.

4. При экспертизе следует внимательно продумывать все идеи, даже те, которые кажутся явно ошибочными или несерьезными.

Обычно группа «генерации» идей состоит из шести-десяти человек. Продолжительность штурма невелика: 20–40 минут.

Пытаясь усовершенствовать мозговой штурм, совсем не трудно обнаружить, что целесообразно было бы использовать две возможности:

· создать не один метод, а комплекс разных методов;

· организовать дело так, чтобы этот комплекс применяли группы людей, специально обученных и постепенно накапливающих опыт методического решения задач.

Из этих же положений исходил американский исследователь Уильям Дж. Гордон, предложивший, так называемую, синектику и основавший в 1960 году изобретательскую фирму «Синектикс».

Слово «синектика» означает «совмещение разнородных элементов». По определению автора, синектические группы – группы людей различных специальностей, которые встречаются с целью попытки творческих решений проблем путем неограниченной тренировки воображения и объединения несовместимых элементов.

В основу синектики положен мозговой штурм, проводимый постоянными группами. Решение задачи начинается с ознакомления с «проблемой, как она дана» и превращения ее в «проблему, как она понимается». В синектике используются четыре вида аналогий:

Прямая аналогия – рассматриваемый объект сравнивается с более или менее аналогичным объектом из другой отрасли техники или с объектом из живой природы. Например, если мы хотим усовершенствовать процесс окраски мебели, то рассмотреть, как окрашиваются минералы, цветы, птицы и т. д.[6] Например, швейцарский инженер Жорж де Местраль в 1948 году придумал новый тип застежки, которая у нас известна под именем «липучки». После прогулки по предгорьям Альп он обнаружил множество репейников, «приклеившихся» к его штанам и шерсти собаки. Вместо того, чтобы просто почистить одежду и посетовать на приставучий сорняк, очищая собаку от репейника, инженер задумался о созданном самой природой оригинальном механизме. Оказалось, поверхность соцветий покрыта крошечными крючочками, которые и зацепляются за волокна ткани. В результате этих размышлений возникла идея застежки-«липучки» [7].

Личная аналогия – ее называют также эмпатией: решающий задачу человек вживается в образ совершенствуемого объекта, пытаясь выяснить возникающие при этом чувства, ощущения. Например, в предыдущем случае можно представить себя белой вороной, которая хочет как-то окраситься.

Символическая аналогия – обобщенная, абстрактная аналогия. Например, для шлифовального круга – «точная шероховатость».

Фантастическая аналогия – в задачу вводятся какие-нибудь фантастические существа, выполняющие то, что требуется по условиям задачи. Или какие-нибудь фантастические средства, (шапка-невидимка, сапоги-скороходы и т. п.).

Синектика – наиболее сильное из того, что есть в зарубежных странах в области методики изобретательства. Но синектика осталась механическим набором приемов, оторванных от изучения объективных закономерностей развития техники [6].

В основе метода шести шляп, разработанного Эдвардом де Боно, находится концепция параллельного мышления. Как правило, то или иное решение рождается в столкновении мнений, в дискуссии и полемике. При таком подходе предпочтение часто отдается отнюдь не самому лучшему из вариантов, а тому, который более успешно продвигался в полемике. При параллельном мышлении (конструктивном, по сути) разные подходы, мнения и идеи сосуществуют, а не противопоставляются и не сталкиваются лбами.

Метод шести шляп мышления, в процессе решения практических задач, помогает справиться с тремя главными сложностями: эмоциями, растерянностью и путаницей.

Метод шести шляп помогает преодолеть эти сложности путем разделения процесса мышления на шесть разных режимов: факты, эмоции, возможности, проблемы, креатив и смысл. Каждый из них представлен в виде метафорической шляпы определенного цвета. Подобное деление делает мышление более сосредоточенным и устойчивым и учит нас оперировать различными его аспектами по очереди [8].

Особое место занимает среди методов Теория решения изобретательских задач (ТРИЗ), разработанная Генрихом Сауловичем Альтшуллером, использование алгоритма которой позволяет вообще отказаться от перебора вариантов и перейти к мыслительным действиям, опирающимся на знание законов развития технических систем. Появление ТРИЗ было вызвано потребностью ускорить изобретательский процесс, исключив из него элементы случайности: внезапное и непредсказуемое озарение, слепой перебор и отбрасывание вариантов, зависимость от настроения и т. п. Кроме того, целью ТРИЗ является улучшение качества и увеличение уровня изобретений за счёт снятия психологической инерции и усиления творческого воображения. Метод ТРИЗ помогает ученым-изобретателям быстро находить решение творческих задач из различных областей знаний[9].

Все эти методы призваны помочь вам активизировать воображение, снять ограничения, расширить рамки и найти уникальную идею для решения поставленной задачи! Поиграйте со своими идеями: разделяйте на составные части, комбинируйте, переворачивайте с ног на голову, сталкивайте друг с другом. И тогда, вполне возможно, у вас родится что-нибудь гениальное.

В рамках управленческой игры «Инновационный Ханты-Мансийск» мы предложили старшеклассникам школ города Ханты-Мансийска на практике проверить эффективность выше рассмотренных методов. Школьникам было предложено найти инновационное решение актуальной проблемы по ликвидации мусора на улицах города в течение месяца.

Игра проводилась 29 апреля 2015 года в Технопарке высоких технологий Югры в рамках Городской сессии старшеклассников «Весенняя школа по управлению инновационными проектами», посвященная Международному дню интеллектуальной собственности. Старшеклассники получили уникальную возможность познакомиться с инновационной инфраструктурой, созданной в Ханты-Мансийском автономном округе, узнать основы патентования, классификацию инноваций и их роль в современном мире.

В течение двух часов ребята в групповом обсуждении искали новые идеи с помощью изученных методов. Оформленные идеи команды защищали перед жюри, в состав которого вошли сотрудники Технопарка высоких технологий Югры и Межшкольного учебного комбината. Проекты оценивались по таким критериям, как: инновационность, реалистичность, экономическая состоятельность, использование методов генерации идей и увлеченность идеей. Каждая команда предложила свое неординарное решение – это были различные устройства: говорящие, передвигающиеся, разлагающие мусор специальной волшебной смесью, фотографирующие и отправляющие фото «Чистюли» на доску почета и целые спецотряды по борьбе с мусором. Ребята проявили все свое воображение и изобретательность, и в результате были награждены и признаны лучшими:

I место – школа № 6, проект «Робот «Югорка» и доска почета «Чистюлька»;

II место – школа № 4, проект «Говорящие мусорные контейнеры «Спаси мир от мусора – накорми котов»;

III место – школа № 8, проект «PKARD Cleaning Factory: собака-робот и самолет, опыляющие мусор волшебной смесью».

Дипломы участников вручены командам школы № 2 за проект «First: устройство, приглашающее выбросить мусор» и школы № 5, проект «Специальный отряд борьбы с мусором».

Задавшись целью изменить мир, задавайте себе вот такие вопросы.

· Ломаете ли вы сложившуюся ранее индустрию?

· Ставите ли ее с ног на голову?

· Выбиваете ли табуретку из под ног прежних лидеров?

Если «Да» – вам повезет. Например, Skype в данный момент уничтожает весь бизнес телекоммуникационных компаний. Зачем пользователям платить за то, что уже бесплатно?

Сервис автоматического продвижения Seopult в свое время сильно подорвал рынок поискового продвижения. Робот не просил зарплату, не делал наценок на услуги в 300 %, работал 24 часа в сутки без перерывов на обед и сон. За какой-то год рынок продвижения сайтов в поисковых системах изменился принципиально.

Примеры таких проектов можно приводить один за другим.

· Стив Джобс со своим iPhone перевернул все рынки, подорвал индустрию музыки, игр, заставил крупнейшие корпорации менять правила игры с учетом новых привычек своих пользователей.

· Создатель Evernote Степан Пачиков построил корпорацию с капитализацией в сотни миллионов долларов и своим проектом собирается заменить всю индустрию записных книжек – бумажных и электронных.

· Василий Воропаев, создавший биржу удаленной работы free-lance.ru, с каждым годом все больше изменяет рынок труда в IT-сфере. Дизайнеры, программисты, текстовики, аниматоры и прочие специалисты из провинциальных городов, получившие возможность бороться за крупные «московские» заказы, создали серьезнейшую конкуренцию «местным» москвичам. Чтобы пробиться, теперь совсем не обязательно ехать в столицу – она сама к вам приедет.

· Новостные агрегаторы подрывают сложившийся за столетие бизнес ежедневных изданий; газеты попросту не успевают реагировать на происходящие в мире события с такой скоростью[10].

· В отличие от «старых» компаний, находящихся в плену стандартов, участники молодых рынков – такие, как GOOGLE – делают ставку на креатив во всем, включая офисную атмосферу, предоставляя своим сотрудникам свободу выражения, ведь большинство прорывных разработок приходит именно от сотрудников организации.

Так что в ванну с идеями нужно погружаться почаще, хотя и с осторожностью. Чтобы случайно не выплеснуть самое ценное – золотую идею, которая обеспечит вам и компании светлое будущее.

Желаем вам гениальных прорывных идей!

Список источников

1. Сайт: Мир науки и техники. Генерирование инновационных идей [электронный ресурс] http://mirnt.ru/statji/generirovanie-innovacionnyh-idej.

2. Cайт: Mixstuff.ru. Как рождаются гениальные идеи [электронный ресурс] http://mixstuff.ru/archives/32649.

3. Наполеон Хилл. Думай и богатей, глава № 6. Воображение.

4. Астафьев Б.А. Теория единой живой вселенной (законы, гипотезы). Международная академия информатизации, Москва, «Информациология», ––1997, стр.71 [электронный ресурс] canon.crimea.uafiles/teoria-edinoi-vselennoi.doc.

5. Сайт: TopTrening. Методы генерирования идей [электронный ресурс] http://www.toptrening.ru/articles/972.

6. Методы генерирования идей [электронный ресурс] http://refdb.ru/look/1948372.html.

7. Сайт: История изобретений. Застежка-липучка [электронный ресурс] http://istoriz.ru/zastezhka-lipuchka-istoriya-izobreteniya.html.

8. Сайт: Конструктор успеха. Метод шести шляп мышления Эдварда Де Боно [электронный ресурс] http://constructorus.ru/uspex/metod-shesti-shlyap-myshleniya-edvarda-de-bono.html.

9. Сайт: Академик. Методы развития творческого воображения [электронный ресурс] http://dic.academic.ru/dic.nsf/ruwiki/1034753.

10. Сайт: SEO Дневник. Как рождаются новые идеи для бизнеса? [электронный ресурс] http://seo-dnevnik.ru/zarabotok-v-seti-internet/kak-rozhdayutsya-novye-idei-dlya-biznesa.html